Фото

Использование интерактивного плаката как средства тематического погружения в мультимедийную среду обучения

Автор: Затынайченко Б.Д., учитель информатики и ИКТ МОУ "Жигайловская СОШ Корочанского района Белгородской области"

 
 

Основные тезисы

Концептуальность идеи использования интерактивного плаката
Не так давно передовые отечественные школы осваивали компьютерные технологии, основанные на использовании простейших контролирующих, обучающих и расчетно-графических программ, сегодня же они активно применяют в обучении мультимедийные технологии. Эти технологии, несущие с собой новые комплексные способы представления, структурирования, хранения, передачи и обработки образовательной информации, позволяют перейти к более эффективным формам организации учебной деятельности учащихся и могут сыграть большую, а может, и определяющую роль в изменении господствующих сегодня педагогических технологий.
Ведущая педагогическая идея заключается в том, что использование интерактивного плаката как мультимедийного образовательного ресурса позволяет, с одной стороны, наглядно демонстрировать обучаемому процесс формирования ключевых понятий, как при индивидуальной, так и при фронтальной работе, а с другой стороны, позволяет ему самому активно участвовать в этом генезисе.

Актуальность, социальная значимость проблемы
Сознавая, что в обозримом будущем общеобразовательная школа по-прежнему останется классно-урочной, необходимо рассматривать перспективы повышения эффективности этой системы с оснащением кабинетов дидактическими и техническими средствами обучения, с совершенствованием типов уроков и их модулей. Мультимедийные технологии, как ничто другое, позволяют интегрировать эти два направления методических поисков. Школы интенсивно оснащаются достаточно мощной компьютерной техникой, что создает реальную перспективу увеличения интенсивности использования цифровых образовательных ресурсов. Таким образом, тема развития мультимедийных технологий еще долгое время будет оставаться актуальной.
Реальный процесс внедрения компьютера и мультимедийных технологий в традиционной массовой школе носит сегодня, скорее, спонтанный и стихийный характер. Нередко новые информационные технологии втискиваются в учебный процесс ради самого их использования. Применяемые мультимедийные продукты зачастую создаются программистами, имеющими эмпирические (зачастую индивидуально специфические) представления о закономерностях и принципах обучения. Далеко не все, даже достаточно известные в широкой образовательной среде Интернет- и мультимедиаресурсы учебного назначения, соответствуют современному состоянию педагогической и методической науки. Практически во всех мультимедийных ресурсах отсутствуют методические материалы по их использованию: пользователь вместе с продуктом в лучшем случае получает инструкцию, как этот продукт инсталлировать. Еще более сложной задачей является извлечение из целостного электронного курса необходимого фрагмента и подготовка его к использованию на уроке.
Тактически более целесообразно дать учителю такие мультимедийные ресурсы, которые он мог бы сам без значительных временных затрат встраивать в урок, проводимый в условиях существующей классно-урочной системы. В школьной практике, назревает противоречие между объективной потребностью в использовании новых информационных технологий для организации учебного процесса в рамках традиционной классно-урочной системы и невозможностью применять для этого мультимедийные продукты, предлагаемые разработчиками.
Мультимедиа неизмеримо расширяет возможности в организации и управлении учебной деятельности и тем самым позволяет практически реализовать огромный потенциал перспективных методических разработок, найденных в рамках традиционного обучения, которые оставались невостребованными или в силу определенных объективных причин не могли дать там должного эффекта.
Таким образом, возникают противоречия между стратегическими вопросами применения компьютера и мультимедийных технологий в обучении и конкретными тактическими решениями по разработке и применению методических разработок. Разрешение перечисленных противоречий обусловило разработку темы использования интерактивного плаката как мультимедийного средства.

Новизна опыта использования интерактивного плаката
Интерактивный плакат – электронное образовательное средство нового типа, которое обеспечивает высокий уровень задействования информационных каналов восприятия наглядности учебного процесса. В цифровых образовательных ресурсах этого типа информация предъявляется не сразу, она «разворачивается» в зависимости от управляющих воздействий пользователя. Интерактивный плакат как никакое другое средство позволяет варьировать уровень погружения в тему.
Новизна опыта использования интерактивного плаката заключается в комплексном подходе к применению мультимедийных технологий при изучении некоторой относительно замкнутой темы школьной программы.

Обоснованность отбора методов и средств для решения проблемы эффективности современного урока
Повышение эффективности современного урока, по моему мнению, связана с повышением информационной плотности урока, что требует использования новых носителей учебного материала.
Таким образом, предлагается конкретная модель обучения, в которой компьютерные средства и мультимедийные технологии органично интегрируются в традиционную классно-урочную систему. В основе этой модели лежит метод, названный методом тематического погружения, позволяющий обогатить традиционные формы, способы и приемы обучения за счет комплексного использования мультимедийных технологий. Именно такое, а не эпизодическое, использование компьютера и мультимедийных средств позволит учащемуся, осознать, что в руках знающего специалиста компьютер становится мощным средством научного познания, что одновременно изменяет мотивацию индивидуально-личностного смысла учения школьников. При использовании интерактивного плаката учитель перестает быть для ученика единственным источником информации, носителем истины и становится партнером.

Возможность использования технологического средства в образовательных системах
Интерактивный плакат, выступая средством реализации прикладных методик, действительно может сыграть определяющую роль в изменении доминирующих в школе педагогических технологий, так как несет с собой не только новые способы представления образовательной информации, но и позволяет перейти к более эффективным способам учебной деятельности учащихся и формам ее организации.
Таким образом, интерактивный плакат как средство мультимедийных технологий может эффективно применяться в различных образовательных системах в полном спектре учебных предметов.

Технология опыта

Предметом исследования является применение интерактивного плаката при изучении отдельной относительно замкнутой темы школьной программы путем погружения в мультимедийную среду обучения.
Цель исследования – возможность разработки интерактивных цифровых ресурсов в условиях применения стандартного базового пакета программного обеспечения для образовательных учреждений при организации тематического погружения на основе комплексного подхода к использованию мультимедиа на базе учебно-методического комплекта Н.В. Макаровой по информатике и ИКТ.

Гипотеза исследования. Метод тематического погружения на основе комплексного подхода к использованию аппаратных средств, компьютерных программ и мультимедийных интерактивных плакатов учебного назначения позволит обеспечить гарантированное достижение учащимися базового уровня обученности, обусловить дифференциацию обучения на продвинутом уровне по избранной теме и повысить мотивацию отношения к процессу учения.
Для достижения поставленной цели и проверки выдвинутой гипотезы исследования в работе решаются следующие основные задачи:

  1. Анализ психолого-педагогических концепций обучения и обоснование выбранных организационных форм, методов и приемов обучения на основе использования интерактивного плаката.
  2. Разработка теоретических основ метода тематического погружения на основе комплексного подхода к использованию мультимедийных технологий в обучении.
  3. Обоснование принципов проектирования тематического мультимедийного интерактивного плаката на основе анализа функциональных и дидактических возможностей применяемых аппаратных средств и программных продуктов.
  4. Анализ методической литературы, посвященной использованию на уроке традиционных наглядных пособий, ТСО и их комплексов с целью адаптации имеющихся методических разработок.
  5. Анализ и выбор существующих и наработанных техник и технологических приемов для создания интерактивного плаката.
  6. Создание необходимых динамических и интерактивных компьютерных моделей для представления учебного материала темы.
  7. Создание графических моделей для использования в качестве шаблонов.
  8. Экспериментальная проверка эффективности метода тематического погружения на основе использования интерактивного плаката.

Методологической основой опыта послужили ведущие принципы системно-деятельностного подхода к обучению, основополагающие работы по информатизации образования, психологические исследования по проблемам восприятия информации, концептуальные положения методики преподавания информатики и ИКТ.
Интерактивный плакат в первую очередь призван обеспечить высокий уровень наглядности учебного процесса.

Любые интерактивные плакаты для учащихся должны создаваться с учетом не только предметной области, но и возрастных особенностей учеников. При этом следует учитывать доступность текста для прочтения, использование яркие и красивые шрифты, создавать простую и удобную навигацию.
В ходе разработки интерактивных плакатов следует помнить, он должен реагировать на действия пользователя, предоставляя ему тот или другой фрагмент информации: графической, текстовой, звуковой. Интерактивный плакат можно реализовать в различных компьютерных средах, но наиболее приемлемой является среда Power Point.

Программные критерии. На сегодняшний день ошибочно интерактивным плакатом часто называется обычная презентация, сохранённая в режиме демонстрации, но использующая стандартные средства настройки анимации, гиперссылки, и элементы мультимедиа. Основное отличие интерактивного плаката от презентации сводится к возможности нелинейного использования цифрового ресурса. Кроме того презентации лишь в малой степени соответствуют понятию интерактивности. Другим аспектом проблемы презентации является то, что различные формы работы пытаются реализовать на базе оного программного средства. А именно, в презентации реализуют и вопросы наглядного сопровождения процесса обучения и вопросы диагностического контроля знаний учеников. Результат – низкая педагогическая эффективность.

Поэтому в отличие от презентации, интерактивный плакат должен удовлетворять следующим педагогическим и программным критериям:

  1. Тема плаката должна соответствовать календарно-тематическому планированию, а также обязательно типу урока (изучения нового материала, комбинированному, повторительно-обобщающему).
  2. Основу плаката должно составлять небольшое количество слайдов. Например.
    Первый слайд – для наглядности, интерактивных инструментов, управляющих кнопок и т.д. позволяющих сопровождать изучение нового материала в соответствие с принципами мультимедийности и интерактивности.
    Второй и если необходимо третий слайд предназначены для размещения элементов диагностического контроля.
  3. Программные возможности плаката должны быть обусловлены в первую очередь дидактическими целями и задачами. По этому, с программно-педагогической точки зрения плакат должен реализовывать следующие возможности:
    - наличие одного достаточно большого (основного) блока с которым работа проводится на протяжении всего изучения нового материала;
    - наличие дополнительной наглядности которая размещается в виде гиперактивных зон и разворачивается по клику, а так же сворачивается до исходного;
    - наличие интерактивных инструментов (ручки, маркеры) позволяющих выделять различными цветами объекты интерактивного плаката (подчёркивания, обведение, исправления, надписи);
    - наличие областей, которые появляются и исчезают либо по команде с кнопки, либо по клику по гиперактивной зоне. Для работы с правилами, выводами, с тем чтобы ученики сравнили вывод сделанный, например, самостоятельно с правильным выводом;
    - наличие элементов позволяющих автоматизировать действия.

Указанные возможности реализуются в презентации с помощью простейших команд VBA и элементарной работы с макросами.
Ведущим принципом создания интерактивного плаката является педагогические принципы, приёмы и способы, применимые в ходе обучения по конкретной теме, реализуемые с помощью программных средств Оffice.

Таким образом, можно сформулировать определение интерактивного плаката:
Это педагогическое программное средство представления дидактического материала с помощью интерактивных элементов.
При этом среда реализации плаката может быть различной. Это и средства Office и другие программные средства.

Так как приоритетным объектом все таки является информация, заключенная в мультимедийном средстве, то необходимо пристальнее рассмотреть ее психологический аспект.
Психологическую структуру информации можно представить в виде трехзвенной иерархии: знак - значение - смысл.

Роль знака заключается в том, чтобы репрезентировать, замещать какой-либо объект, выступая «подмененной» сущностью этого объекта для сознания. В наиболее общем виде знак можно определить как средство коммуникационного взаимодействия и мышления.
Основываясь на определениях понятия «система», под знаковой системой следует понимать организованное множество знаков с отношениями и связями между ними, образующее определенную целостность. Примеры знаковых систем: текст, таблица, чертеж и т.д.

Согласно современным представлениям информация в центральной нервной системе оценивается по двум основным признакам: физическим свойствам сигналов и значимости содержащихся в них сообщений. Оба вида оценки связаны с деятельностью разных мозговых структур.

Идентификация объекта восприятия – это опознание стимула как данного. Опознание объекта предполагает формирование его перцептивного образа и сличение его с ранее сформированными и хранящимися в памяти «эталонными» (в памяти хранится не один эталонный, а некоторое организованное в систему множество образов).

Возможности человека при идентификации объекта довольно ограничены. Так, согласно данных ряда исследований при опознании разнообразных объектов число эталонных образов, с которыми сличается воспринимаемый, не превышает семи-восьми в случае наличия одного различительного признака. Эта величина соответствует объему оперативной памяти. Увеличение числа различных признаков увеличивает информационную емкость объекта. Поэтому при создании однотипных информационных объектов необходимо усиливать их многомерность.

Библиографический список

  1. Ананьев Б.Г. О системе возрастной психологии // Вопросы психологии. – 1957, № 5.
  2. Антонов А.В. Информация: восприятие и понимание. – Киев: Наукова думка, 1988.
  3. Артем Соловейчик. Школа Щетинина. Три дня в новом измерении педагогики // «Первое сентября». – 2000, № 28.
  4. Башмаков М.И., Поздняков С.И., Резник Н.А. Информационная среда обучения. – Спб.: СВЕТ, 1997.
  5. Башмаков М.И., Поздняков С.И., Резник Н.А. Классификация обучающих сред // Школьные технологии. – 2000. № 3.
  6. Брунер Дж. Психология познания. – М.: Прогресс, 1977.
  7. Великанова Т.В., Жохов А.Л. Об особенностях электронных учебных изданий / Предметно-методическая подготовка будущего учителя математики, информатики и физики: Сборник статей Всероссийской научной конференции. Т. 2. – Тольятти: ТГУ, 2003.
  8. Вернер И. Все о мультимедиа. - Киев: BHV, 1996.
  9. Водопад С.Н., Григорьев С.Г. Психолого-педагогические аспекты активизации учебной деятельности учащихся при использовании компьютера // Ученые записки КГПУ. – T.CCIXX. – Вып. 1. – Курск, 1998.
  10. Гальперин П.Я. Психология как объективная наука. М.: Изд-во «Ин-т практической психологии». – Воронеж: НПО «МОДЭК», 1998.
  11. Джаджа В.П. Метод тематического погружения при использовании мультимедийных технологий в обучении математике : Дис. канд. пед. наук. – Самара, 2005.
  12. Епишева О.Б. Технология обучения математике на основе деятельностного подхода: Книга для учителя. – М.: Просвещение, 2003.
  13. Захарова К.Г. Информационные технологии в образовании: Учебное пособие для студентов высших педагогических учебных заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2003.
  14. Китайгородская Г.А. Методика интенсивного обучения иностранным языкам. – М., 1986.
  15. Кудряшова Т.Г. Системное использование мультимедийных средств обучения: проблемы и пути их разрешения // ВЕСТНИК МГПУ. Серия «Информатика и информатизация образования». – М.: МГПУ, 2004, № 1 (2).
  16. Матрос Д.Ш. Информатизация общего среднего образования. – М.: Педагогическое общество России, 2004.
  17. Савотченко С.Е., Соболев М.В. Интерактивные плакаты в предметной деятельности педагога в школе. – Белгород: ГОУ ДПО «Белгородский региональный институт повышения квалификации и профессиональной переподготовки специалистов», 2009.
  18. Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. – М.: Народное образование, 1998.
  19. Словарь «Основные понятия и определения прикладной интернетики» // Сайт «Brockhaus.ru» / http://www.brockhaus.ru/
  20. Психотерапевтическая энциклопедия / Под ред. Б.Д. Карвасарского. – СПб.: Питер, 2000.
  21. Российская педагогическая энциклопедия: в 2 т. / гл. ред. В. В. Давыдов. – М. : Большая рос. энцикл., 1993-1999.

Приложение

  Интерактивный плакат к уроку информатики и ИКТ в 7 классе по теме "Представление информации"

Интерактивный плакат к уроку информатики и ИКТ в 8 классе по теме "Web-страницы и web-сайты. Структура web-страницы"

Учебное занятие по информатике и ИКТ в 7 классе по теме «Представление информации»